Датой рождения ралли в СССР можно считать 15 октября 1956 года, когда Центральный автоклуб был принят в члены Международной Автомобильной Федерации (FIA).
Первая же гонка прошла год спустя 31 мая 1957 года в Тушине. Тогда на старт вышло 117 экипажей. Наибольших успехов в ралли добивались пилоты, выступающие на «Волгах» и «Москвичах». К «Волгам» мы еще вернемся в одной из наших следующих статей, а сей час хотелось бы поговорить о «Москвичах».
Ралли на Московском заводе малотитражных автомобилей (МЗМА), а чуть позднее АЗЛК, заинтересовались с приходом Игоря Ивановича Окунева.
Первым раллийным проектом стал Москвич 407-купе. Автомобиль мало чем отличался от свого четырехдверного собрата. В связи с отсутствием задних сидений, была нарушена развесовка по осям, но инжинеров это не остановило. Решение было принято, путем установки баласта. Серьезно был доработан стандартный двигатель: головка блока цилиндров с измененной геометрией камеры сгорания, степень сжатия тепер составляла 9.5, спортивный распредвал, в паре с четырьмя карбюраторами. Удалось добиться мощности в 77 л.с. Через год автомобиль был доработан. Был сменен двигатель. 407 уступил место под. капотом 408, плюс были установлены два горизонтальних карбюратора Weber 40-DCO, которые через время снискают бешенную популярность у советских спортивных инженеров (перечислим лишь некоторые советские болиды, на которых они использовались: Лада ВФТС, Лада ЛГСА, Москвич 2441 КР). Была доработана и жесткость кузова. Мощность теперь составляла 81 л.с., а максимальная скорость – 145 км/час. Таких автомобилей было выпущено всего два и оба они не дожили до нашего времени.
В 2002 была выпущена реплика этого автомобиля (на фото внизу). Ниже мы приводим несколько фотографий этого автомобиля (на заднем крыле — имена и фамилия людей, которые работали над этим автомобилем).
Более удачной, была модель этого автомобиля в версии седан. На этих автомобилях началась экспансия советских гонщиков за рубеж. В первую очередь на ралли 1000 озер в Финляндии, ведь именно с этой страны начался экспорт «Москвичей», «Волг» и «Зопорожцев».
Гонка тяжело давалась нашим спортсменам. В первую очередь в виду того, что трасса ралли была не известной и не прописывалась за ранее. В 1959 году С. Тенишев-Б. Конев на Москвиче 407 становятся двенадцатыми в своем классе и 33 в абсолютном зачете. Учитывая, что в гонке 81 экипаж – результат более чем достойный.
На конвейере произошла смена моделей. Модель 407-ую, сменил 408-й, а позднее 412-й. Именно на его основе и была подготовленна следующая модель — Москвич 412 Р. Автомобиль изначально позиционировался для участия в заездах на установку рекорда.
По сути, это был простой серийный автомобиль, подверженный серьезной доработке. Для максимального облегчения были сняты задние сидения , а также была удалена оббивка салона. Серьезную доработку получила подвеска автомобиля, была доработана кинематика. Это позволило автомобилю быть более устойчивым к скольжениям. Были полностью удалены передний/задний бампера.
На этом автомобиле было предусмотрено установка двух разных двигателей. Цель – возможность заявки автомобиля в двух разных класса (6 и 7). Далее о каждом из них подробнее.
В обоих двигателях применялись два карбюратора Weber 40-DCO .Первый из них, объемом 1840 куб/см, имел степень сжатия 9.6 в паре с увеличенным диаметром цилиндра – 91.5. Мощностью 125 л.с. при 6000 об/мин. Этот мотор оказался короткоходным и достаточно приемистым. Мотор объемом в 1478 куб/см, напротив имел степень сжатия 9.7, и был болем длинным. Мощность этого двигателя была 110 л.с. при 6200 об/мин. Моторов для Москвича 412 Р было выпущено всего 22 единицы.
Автомобиль оказался довольно удачным в обоих классах. В 1972 году на нем Ю. Лесовский и Н. Шевченко были установлены два рекорда в обоих классах на дистанциях 500 км и 1000 км.
АЗЛК уже не мог составлять достойную конкуренцию ВАЗу как в спорте так и в повседневной жизни. Люди отдавали свое предпочтение изведанным и более экономичным «Жигулям». Руководство Московского завода возлагало большие надежды на новый автомобиль – Москвич 2140, однако чуда не свершилось. Московские инженеры из Автоэкспорта решили обратиться за помощью к фирме Piper, которая имела за своими плечами опыт работы с моторами BMW (к слову мотор 2140 берет свои корни от двигателей BMW 60-х годов). Английские специалисты приняли решение не менять головку блока цилиндров, а использовать увеличенные клапана с измененной фазой газораспределения. Заводской карбюратор сменился сдвоенным карбюратором фирмы Dellorto.
На автомобиль устанавливалась разработанная ранее москвичами 5-ти ступенчатая кулачковая коробка передач. Мощность двигателя стала составлять 148 л.с., а максимальная скорость 185 км/час. Серьезной переработке подвергся кузов автомобиля. В первую очередь основной упор был сделан на уменьшение веса автомобиля. 980 килограмм удалось достичь благодаря алюминиевым бензобаку, багажнику и крышке капота.
У этой модели, как у «Москвича 412», был один серьезный минус. Слабый кузов, но в тоже время надежные двигатели, коробки передач и подвески. Поэтому, когда кузов уже вырабатывал свой ресурс, с него снимались все комплектующие и устанавливась на совершенно новый кузов.
Автомобиль вышел удачным. По своим показателям мог соперничать с Ford Escort 1979-го года, со старта проходя первый километр на секунду быстрее своего американского конкурента.
Лидерство в руках Москвича продержалось недолго. Уже через несколько лет эстафету перенял ВАЗ.
В Советском Союзе ралли набирало все большую популярность. И снова на одном поле битвы столкнулись соперники АЗЛК и ВАЗ. Ваз, выпускает автомобиль ВАЗ 2109, пяти дверный хетчбек, Москвич же выпускает модель 2141. Но увы, в качестве этот автомобиль не смог соперничать с «девяткой». Постоянно ломающие коробки передач, приносили немалые хлопоты владельцам Москвичей.
В 1989 году АЗЛК берется за постройку нового раллийного автомобиля на базе Москвича 2141.Подготовленного по международной группе Б, автомобиль получает название Москвич 2141 КР. Сразу же стоит отметить, что от гражданского 2141 ничего не осталось…
Серьезной доработке подвергся сам кузов. Все кузовные детали, крылья и капот из прочного и крепкого пластика. Вес автомобиля удалось снизить до отметки 894 килограмма. Была полностью изменена подвеска, которая теперь стала полностью независимой в паре с дисковыми тормозами всех колес. В качестве силового агрегата был выбран известный по модели «Москвич Piper», объем которого без особых усилий удалось повысить до 1995 куб/см (ходили слухи о возможном увеличении рабочего объем до 2.4 литра). Была доработана головка блока цилиндров, установлены два горизонтальных карбюратора Weber, что в паре с прямоточной системой выхлопа выдало инженерам не много-не мало 175 л.с.
Двигатель у этого болида располагался практически как на всех Б-групповых автомобиля за сиденьями экипажа, что положительно сказалось на развесовке автомобиля. Сделав ее практически идеальной.
Автомобиль имел довольно интересную конструкцию, но свет так и не увидел. Единственный выпущенный экземпляр находится, по последним данным, в музее завода, но в тоже время был замечен в музее «Авто-Ревю»(фото внизу).
Завод просуществовал еще десять лет, после чего обанкротился. Не спасли завод и создание новых проектов автомобилей:
Князь Владимир:
и Иван Калита:
По последним данным, сейчас завод занимается сборкой автомобилей Renault Logan.
По материалам proavtosport.at.ua Кирилл Гаркуша (kirdndz).