Удивительно, но факт: машина, создававшаяся как «мечта проектировщиков кузова», стала культовым автомобилем для всех любителей ралли. Однако именно так распорядилась судьба с Lancia Stratos.
Первый публичный показ Stratos состоялся в 1970-м на автосалоне в Турине, где машина была представлена как концептуальная разработка кузовного ателье Bertone. Но уже в начале следующего года заговорили о коммерческом применении модели. Важнейшей задачей стал выбор силового агрегата, оптимального для спорта. Концепт оснащался явно слабым для гонок двигателем Fulvia 1600, поэтому был заключен договор с Ferrari на поставку мотора Dino 246 (2,4 л, 6 цилиндров).
Поперечное расположение двигателя (за сиденьями экипажа) позволило на 60% сместить вес к задним, ведущим колесам. Была использована и трансмиссия 246GT. Для максимального увеличения хода колес применили подвеску McPherson. Алюминиевый кузов концепт-кара заменили кузовом из стекловолокна.
Любого, впервые увидевшего Stratos, удивляли его размеры: длина кузова была на 135 мм меньше, чем у тогдашнего раллийного «ординара» Renault Alpine A110. Однако на фотографиях новинка выглядела настолько агрессивно, что все считали ее большой.
В начале 70-х омологация для участия в соревнованиях не требовалась, поэтому команда могла тестировать прототип в боевых условиях до запуска в серию. Ведущим разработчиком проекта был Жан-Паоло Даллара, которого вскоре сменил Майк Паркс, бывший пилот «Формулы 1».
Спортивная история модели началась с ралли «Корсика» в 1972 году, но тогда Stratos не добрался до финиша из-за поломки подвески. Той же причиной вызван сход на Средиземноморских ралли, проходивших на юге Испании.
Первый чемпионат мира, состоявшийся в следующем году, уже требовал омологации спортивных машин. На этом фоне продолжалось совершенствование Stratos и определялась генеральная стратегия команды. В тот период ей приходилось выступать и на Fulvia, но именно на Stratos пилот Сандро Мунари выиграл чемпионат Европы. Кроме того, на отдельных этапах чемпионата Франции за рулем Stratos стартовал Жан-Клод Андрюе.
Фирма проявляла интерес не только к ралли: машины участвовали и в шоссейных гонках на длинные дистанции. Так, Андрюе финишировал вторым в Targa Florio. А первым крупным успехом Stratos стала победа Мунари в Tour de France. До этого на автомобиле использовался 12-клапанный мотор, но в гонке Giro d’Italia 1973 года машина Андрюе была оснащена уже 24-клапанным.
Сезон 1974 года стал для Lancia переходным. В борьбу за титул чемпиона мира компания выдвинула модель Fulvia, хотя на ралли во Франции Андрюе, а в Италии Мунари продолжали выступать на Stratos.
В распоряжении фирмы было как минимум три спортивных модели: старая Fulvia, революционная Stratos и переднеприводная Beta Coupe. Был еще вариант Stratos с турбонаддувом, заявленный на гонку Targa Florio, но он потерпел целый ряд неудач, начиная с весьма символического падения автомобиля с трейлера.
В конце концов было решено стартовать на Stratos, оснащенных 12-клапанными двигателями, и дополнительно заявлять Beta Coupe с 8- и 12-клапанными моторами.
В октябре 1974-го, чтобы принять участие в ралли «Сан-Ремо», машина была омологирована по техтребованиям группы 4. Однако то, что стало благом для команды, обернулось головной болью для завода. Компания столкнулась с неблагоприятными для бизнеса изменениями в итальянском налогообложении, которые серьезно препятствовали реализации продукции. (В итоге последний Stratos удалось продать лишь в 1978 году.)
Вообще, мировое ралли в 1974-м буквально лихорадило: пять из восьми этапов чемпионата мира прошли в период с октября по декабрь, причем два — в Северной Америке! Сандро Мунари выиграл две первых гонки, но досрочно выбыл из третьей после конфликта с полицией. Несмотря на умопомрачительный вылет автомобиля с трассы, команда выиграла и четвертый этап. В результате год стал для Lancia чемпионским, а модель Stratos превратилась в идола любителей ралли.
Годы 1975 — 1977 стали периодом классического участия Stratos в соревнованиях — с огромным количеством радостных и трагических событий.
В 1975-м изменилась окраска машин. Красно-белый цвет Marlboro сменился на зелено-белый фирмы Alitalia. В том году Lancia вновь выиграла чемпионат в заводском зачете.
На «Сан-Ремо’75» Сандро Мунари впервые выступал на автомобиле с 24-клапанным мотором, а год спустя все официально заявленные заводские машины оснащались этим агрегатом.
Росла мощность двигателей. В год дебюта модели (1972) 12-клапанный мотор выдавал 230 л.с., а в 1978-м — 270. 24-клапанная версия развивала 280 л.с. Силовой агрегат с турбонаддувом для «кольца» начал с 350 «лошадок», а затем достиг 480.
К сожалению, в команде не складывался психологический климат. Ушел шведский пилот Бьерн Вальдегаард, отказавшийся выполнить требование руководства «помочь» Мунари выиграть «Сан-Ремо». Практически одна за другой произошли две страшных аварии. На этапе чемпионата Италии Stratos Мауро Прельяссо вылетел с дороги и загорелся. Получившему сильные ожоги пилоту удалось выбраться из машины, а вот штурман Анжело Гарцолио погиб в огне. Жертвой второй аварии стал экипаж чемпиона Испании Джордже де Багратиона — здесь также погиб штурман, Мануэль Барбейто.
Тем не менее в 1976 году Lancia в третий раз подряд завоевала титул чемпиона мира среди изготовителей.
В следующем сезоне команда получила установку сосредоточиться лишь на ралли, пользующихся особой популярностью. Но к тому моменту пар из проекта Stratos уже начал выходить. В августе Майк Паркс, который был вдохновителем большей части разработок, погиб в автокатастрофе. А затем появились новые технические требования: на серийные двигатели с двумя клапанами на цилиндр было запрещено устанавливать 4-клапанные головки блока.
И все же конец года был ознаменован завоеванием Сандро Мунари первого кубка FIA в зачете пилотов, «предтечи» нынешнего зачета пилотов в чемпионате мира.
В 1977 году автомобили Fiat и Lancia еще соперничали друг с другом, но в сезоне’78 руководство концерна решило, что в ралли будут выступать только Fiat, выпускаемые заводом в Абарте. Идея заключалась в использовании раллийных автомобилей для продвижения на рынке конкретной модели (в данном случае Marafiori 131).
«Независимые» Stratos продолжали одерживать победы. Тони Карелло в упорной борьбе выиграл чемпионат Европы 1978 года. В том же году Маркку Ален стал первым в ралли «Сан-Ремо», а в 1979-м здесь же победила Lancia, заявленная частной командой Jolly Club. Другая частная команда — Chardonnet — лидировала в Монте-Карло и на Корсике. Наконец, Бернар Дарниш победил в ралли «Корсика» в… 1981-м!
Куда бы ни попадали Lancia Stratos, всюду они привносили ощущение реализованной мечты. Особенно ярко это проявилось в странах Восточной Европы. Команду, базирующуюся в Польше и участвующую в чемпионате Европы, возглавлял Анджей Ярошевич, сын премьер-министра ПНР. Используя связи компании «Польский Фиат» и завода раллийных машин FSO в Варшаве, команда получила три Stratos. Для социалистического государства это было сенсацией! Впрочем, данная спортивная программа оказалась не столь успешной как, к примеру, у команды Chardonnet. В конце концов одна машина была отправлена назад в Италию, а две других полностью вышли из строя. Уцелевшие двигатель, трансмиссию и часть деталей подвески установили на Polonez для кольцевых гонок, который ныне с гордостью показывают в варшавском Музее техники.
Stratos не был самой удачной моделью Lancia — эта честь принадлежит машинам Delta группы А, появившимся в конце 80-х — начале 90-х. Тем не менее именно Stratos заставлял учащенно биться сердца любителей ралли, именно он был «перстом, указующим в будущее». Может, дело даже не в самой машине, а в таланте людей, стоявших за этим проектом? Как бы то ни было, в историю автоспорта Lancia Stratos вошла как одна из наиболее универсальных гоночных машин.
Кирилл Гаркуша (proavtosport.at.ua)